Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 2 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.13.60.012
УДК: 378.1
ББК: 74.480.268
Л.Р. Салаватулина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов. Обоснована актуальность, задачи тьюторского сопровождения, этапы и формы работы в образовательном пространстве вуза. Цель статьи – обосновать авторскую идею сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов с позиции преподавателя-тьютора.

Материалы и методы. В ходе исследования использован теорети-ко-методологический анализ научной литературы по проблеме исследования, применены методы педагогического моделирования, наблюдения и диагностики полученных результатов, которые позволили выявить необходимость и возможность тьюторского сопровождения, выделить труднос-ти, с которыми сталкиваются студенты при организации научно-исследовательской деятельности, а также определить важность тьюторской позиции преподавателя в сопровождении индивидуально-образовательного пространства студента в рамках выполнения научно-исследовательской работы.

Результаты. Автором представлена сущностная характеристика тьюторского сопровождения. Разработаны этапы тьюторского сопровож-

 

дения научно-исследовательской деятельности студента, являющиеся ус-ловием его индивидуального развития и образования, а также формирования индивидуальной готовности к реализации исследовательского потенциала.

Обсуждение. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные и методические аспекты тьюторского сопровожде-ния научно-исследовательской деятельности студентов. Акцентируется внимание на содержании образовательных событий и действий в научно-исследовательском пространстве вуза.

Заключение. Делается вывод, что тьюторское сопровождение нап-равлено на поддержку индивидуальных образовательных траекторий студента в рамках выполнения научно-исследовательской работы, способствует формированию ориентационного поля самостоятельного и осознанного выполнения различных видов научно-исследовательской деятельности, становления субъектности и обретения культуры и традиций научного сообщества.

Ключевые слова

тьютор, тьюторская позиция, тьюторское сопровождение, научно-исследовательская деятельность, студенты, тьюторс-кие технологии, тьюторское действие

Основные положения

– выделены сущностные характеристики тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности;

– сформулированы задачи и предложены этапы тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов;

– обозначены тьюторские образовательные события и действия в научно-исследовательском пространстве вуза.

Цитировать публикацию

Салаватулина, Л.Р.  ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ [Текст] / Л.Р. Салаватулина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  2. — С. 167-178. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.13.60.012.

Библиографический список

 

1. Ворожейкина А. В., Семченко А. А., Богачев А. Н. Инновационные формы обучения как средство формирования и развития личности обучающихся всех уровней образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. № 1. С. 116–123.

2. Самерханова Э. К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Минского университета. 2017. № 2. С.5–13.

 

3. Яковлева Е. В., Бурова Л. И. Преемственность формирования исследовательс-кой компетентности учителя начальных классов в условиях многоуровневой подготовки // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 4. С. 140–145.

4. Ковалева Т. М., Суханова Н. С. Переход к тьюторской модели современного университета: предпосылки, прецеденты, задачи управления // Университетское управ-ление: практика и анализ. 2017. № 6 (112). С. 101–113.

5. Гладкая Е. С., Тюмасева З. И. Технологии тьюторского сопровождения: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 93 с.

6. Цилицкий В. С. Модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 163–170.

7. Салаватулина Л. Р. Тьюторская позиция преподавателя в сопровождении самостоятельной работы студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 90–104.

8. Калугина Е. В. Моделирование процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 44–49.